понедельник, 24 июня 2013 г.

Пособие по написанию диплома

Как писать диплом, или алгоритм работы над выпускной квалификационной работой.

В силу того, что я работаю преимущественно с PR-щиками, а по образованию – историк, часть примеров будет иметь определенный исторический или PR- уклон, но общие положения, мне кажется, получились довольно универсальными.

Работа над дипломом включает в себя несколько ключевых этапов.
Это:
            1. Выбор темы
            2. Выбор научного руководителя
            3. Собственно работа с дипломом

            Собственно, для того, чтобы рационально подходить к пункту 1 и пункту 2 – нужно сначала определиться с тем, что за диплом вы собираетесь писать. В принципе, все многообразие ВКР можно свести к двум базовым вариантам. Вариант первый – «научный» диплом. Вариант второй – «практический» диплом. Отличаются они результатом, то есть тем, что будет итогом вашей работы, который, собственно, вы и будете защищать.
В «научных» дипломах это приращение научного знания – то есть маленькое, но – открытие. Например – новый метод расчета чего-нибудь. Или новое лекарство. Или новый способ лечения болезни. Или, скажем, новая точка зрения относительно размера поголовья крупного рогатого скота у древних кочевников средней полосы Сибири.
В «практическом» дипломе итог принципиально другой. Это решение практической задачи, и оно, как правило, никакой особой новизны не предполагает. Например – предложения по развитию сайта конкретной компании. Или планировка нового здания. Или новая структура, численность и распределение должностных обязанностей в коллективе. И так далее. Иногда бывает так, что в ходе решения этой задачи появляется и научный элемент. Допустим, формируя набор предложений по развитию сайта, вы столкнулись с нехваткой данных о потенциальной аудитории – кто они, откуда и так далее. А готовых решений вашей микро-проблемы нет. Этим просто никто еще не занимался, потому, что с такой проблемой никто кроме вас не сталкивался. Тогда вы, в рамках решения вашей большой задачи, предлагаете какой-то принципиально новый способ изучения этой самой аудитории. Разрабатываете, испытываете и доказываете его надежность. Вот это и будет научная составляющая. Но она, повторюсь, в «практических» дипломах бывает довольно редко.
Теоретически, в любом ВУЗе вы можете выбрать себе и тот, и другой вариант, на практике же ситуация такая – ВУЗы обычно специализируются на дипломах какого-то одного типа, по крайней мере в рамках отдельных специальностей. Эта специализация проявляется в наборе учебных курсов и практических заданий, да и просто в представлении о том, что такое диплом. Так что если ваш ВУЗ «заточен» под «практические» дипломы, у вас будет крайне мало шансов на написание научного диплома – просто потому, вас, скорее всего, не учили вести научные исследования, да и требовать от вас будут не абстрактной «научной новизны», а конкретного практического результата.

Теперь, покончив с теорией, переходим собственно к выбору темы/научного руководителя.

Для «научных» дипломов оптимальной мне представляется следующая схема. Во время обучения вы стараетесь максимально точно определить сферу своих научных интересов.  Например, в истории в целом – отечественная история, середина XIX века, развитие промышленности. Или международная дипломатия. Или еще что-нибудь. И так далее – в любой научной дисциплине есть масса разделов. Затем (или параллельно с этим) вы обращаетесь к специалисту, сфера интересов которого максимально близка к тому, что интересно вам лично. Как правило – это и есть ваш будущий научный руководитель, и на этом этапе его функция заключается в том, чтобы подсказать вам – какие есть интересные и неизученные (или недостаточно изученные) проблемы в рамках того общего направления, которое интересно вам. Значимость такой подсказки в том, что сами вы, как правило, не владеете темой настолько, чтобы видеть или знать – какие именно темы уже проработаны хорошо, какие средне, а какие – вообще никак. Таким образом – выбор темы диплома сводится к выбору одного из вариантов, предложенных научным руководителем. Или – что бывает гораздо реже – к самостоятельному выбору темы, и ее согласованию с научным руководителем. Затем, при написании диплома, помощь, которую может оказать научный руководитель, обычно сводится к следующему: рекомендации по необходимой литературе (а иногда и предоставление каких-то книг), советы по поиску материалов и данных, обратная связь по набору выбранных методов и разных нюансах исследования, и, если повезет – то контроль качества текста, от соблюдения структуры до орфографии.

С «практическим» дипломом набор возможностей чуть больше, но и их можно свести к нескольким основным  вариантам.
Вариант первый, на мой взгляд, самый сложный, но и самый удачный – самостоятельный выбор места практики. Этим вы «убиваете» сразу несколько зайцев. Во-первых, можно выбрать компанию, в которой вам могут предложить после практики работать (и в которой вам хотелось бы работать). Во-вторых, можно выбрать тему и направление дипломной работы, максимально соответствующие вашим интересам. Интересно вам продвижение в Интернет – отлично. Интересна корпоративная культура – тоже замечательно!
Тема диплома в этом варианте чаще всего (хотя и не обязательно) совпадает с характером ваших обязанностей в рамках практики. В любом случае – тема определяется деятельностью конкретной организации, ее проблемами. Вы определяете проблему, исследуете ее, предлагаете и прорабатываете решение, т.е. как раз подтверждаете свою квалификацию как специалиста. Руководитель может быть в этом варианте полезен советами относительно выбора методов исследования, а так же различных аспектов выбранного вами решения. Целесообразно консультироваться с ним ДО того, как начнется проработка той или иной части диплома, так как это позволяет не тратить время и силы на переделывание – в том случае, если вы чего-то позабыли/не учли/упустили из виду. В чем сложность первого варианта? Во-первых, в большей степени самостоятельности. Во-вторых, для того чтобы грамотно выбрать себе организацию-место практики, нужно время – а значит, делать это лучше заранее, а не в последний момент, когда студенты всех окрестных ВУЗов озадачены этой же проблемой. В-третьих, чтобы выбирать – нужно более-менее разбираться в том, какие вообще есть варианты – то есть представлять, кто что из себя представляет на рынке, кто чем занимается, и так далее. Представление об этом дать может только практика – а это опять-таки время и силы. В принципе, на этом этапе может оказаться полезным совет эксперта, но контакты с экспертами тоже обычно «вырастают» из практики. Поэтому, выбирая этот вариант с «нулевым» уровнем подготовки вы рискуете найти в качестве практики место неудачное. Тоже опыт, в принципе, и диплом можно написать отличный – но все бонусы возможного трудоустройства пролетят, таким образом, мимо.
Вариант второй – то же самое, но выбор места практики и/или темы диплома предлагается научным руководителем. Этот вариант возможен при условии, что он сам является практикующим специалистом (или был им в недалеком прошлом), и обладает какими-то актуальными контактами, связями – т.е. может предложит вам это самое место практики. В принципе, вариант менее удачный, чем первый, так как:
           a) Лишает вас свободы выбора темы и места практики наиболее интересного именно вам,
           b) «Навязывает» вам тему исследования в готовом виде, подменяя, таким образом этап анализа ситуации и выявления проблемы – а для молодого специалиста умение найти и обозначить проблему очень важно, если он собирается развиваться в своей профессии. Иногда пропадает даже этап поиска решения – так как его тоже может выдать в готовом виде научный руководитель.
Единственное значимое преимущество такого варианта – становится возможна практика в каком-то очень интересном и необычном месте, куда своими силами попасть почти невозможно. Допустим, в МВД, ФСБ, МИД или, скажем, в головном офисе МТС  - при условии, что у науч.рука есть туда доступ. Оптимально в этом случае ограничиться именно доступом в организацию, а все остальное делать самому, предлагая руководителю оценивать то, что у вас получается.
Третий вариант – «абстрактный» практический диплом. Это когда вам, допустим, страсть как хочется писать диплом о «Coca-Cola». Или о различиях в корпоративной культуре Google и Apple, и преимуществах первой. Само по себе это прекрасно, и достойно восхищения. Проблема в другом – в том, что доступа к материалам этих компаний у вас нет, и получить его неоткуда. В итоге или получается не диплом как самостоятельное исследование, а реферат, написанный по литературе, просто большой по объему. Или получается такой «тоже-диплом», где все понарошку. Вы выявили проблему – но проверить, правильно или нет, то есть – реально ли она существует в данной компании, вы не можете – у вас нет данных. Вы чего-то исследуете, предлагаете решение – но проверить, подходит ли оно на самом деле (с точки зрения ресурсов, конкретных приемов и так далее) – не можете. У вас нет для этого данных. Шансы на внедрение ваших идей – близки к нулю. То есть вы, конечно, можете написать в Apple Inc., и предложить им ваш диплом, но… я о подобных прецедентах не слышал. Писать такие дипломы можно у любого научного руководителя, который согласится с подобной профанацией, и редко когда они оцениваются высоко. Помощь руководителя в этом случае сводится, по сути, к контролю за соблюдением формальных параметров типа структуры текста, оформления и прочему.

Теперь переходим к собственно работе с дипломом. Тут тоже есть разница в зависимости от того, какой вариант ВКР вы выбрали.

Но сначала лучше проговорить общие вещи, а потом переходить к деталям.
Итак, вчерне структура диплома выглядит так:
            Введение.
            Основная часть (состоящая, как правило из 2-3 глав).
            Заключение.
Скажем несколько слов о каждом разделе.
Введение. Наверное, это самая важная часть диплома, так как именно здесь закладывается то, что можно назвать «архитектурой» будущего исследования, и во многом определяется результат. Введение состоит из нескольких блоков, выстроенных в строгой последовательности.
Актуальность – общие и красивые слова о том, что тема страшно важна и актуальна. Как правило – от пары абзацев до страницы. Завершается выводом о том, что тема – да, актуальна.
Обзор литературы. Описание и анализ того, что уже написано по данной теме до вас. Принципиально, чтобы в анализе вы показали, насколько тема изучена, какие результаты уже есть, а что остается в разряде нерешенных пока проблем. Хорошо, если вы можете систематизировать литературу по теме, и дать краткую характеристику получившихся типов, с указанием отдельных наиболее примечательных авторов и их произведений. Например – монографии иностранных авторов, их главные достоинства –А, B, C, недостатки – D, E, F. Наиболее яркий пример – книга Джона Смит «Бла-бла-бла» (тут идет правильно оформленная сноска на книгу), в которой автор… Затем – статьи отечественных авторов…  Есть несколько стандартных схем классификации, можно использовать их, можно придумать что-то свое, что вытекает из специфики вашей темы.  
Объем этого раздела сильно варьируется в зависимости от темы (степени ее изученности), вашего с ней знакомства и «потребности в тексте», и может составлять от пары до двух десятков страниц. Завершается обзор литературы выводом, что тема – так, как вы ее ставите, до вас изучена не была (или была изучена недостаточно, или результаты устарели) – и потому ваше исследование имеет право на существование и, более того, необходимо.
Объект и предмет исследования. Полностью зависят от темы, я даже не знаю, что тут добавить, кроме ритуального «объект шире, чем предмет». Если выбрать в качестве примера типичную для PR тему «Продвижение организации ХХХ» то объектом обычно будет продвижение организации ХХХ, а предметом – инструменты (приемы, методы и т.д.) этого продвижения.  Этот раздел важен в первую очередь для самого автора, так как обозначает, что именно он исследует.
Цель и задачи. Цель – то, что вы получаете (и предъявляете) в качестве результата дипломного исследования. Или то самое новое «научное знание», или набор рекомендаций, что и как нужно делать компании, чтобы решить стоящие перед ней проблемы. Задачи – та последовательность шагов, которая позволит вам сформулировать в итоге этот ваш результат. Обычно задач в дипломе от 4 до 6 – и они вчерне соответствуют структуре текста (то есть решению каждой задачи посвящен отдельный параграф).
Методы. Здесь вы описываете тот набор конкретных исследовательских приемов, которые позволят вам ответить (решить) поставленные задачи. Например, вы изучаете корпоративную культуру конкретной организации, и вам нужно выяснить, как персонал представляет себе миссию и ценности компании. Это можно узнать, побеседовав с руководителем. Можно – прочитав соответствующие документы. Можно - поговорив в курилке с коллегами. А можно – проведя масштабное анкетирование всех сотрудников компании. Естественно, результаты будут отличаться в зависимости от того, какой метод вы выберете. Ваше задача выбрать такие методы, которые дадут наиболее достоверные результаты при тех ресурсах (время, усилия и прочее), которые вы можете себе позволить. Описывать, что из себя представляют анкетирование, и, скажем, контент-анализ, как методы – в чем их преимущества и недостатки – в этом разделе (да и вообще в дипломе) НЕ НУЖНО!
Рамки исследования – раздел во многом формальный, но от этого не менее значимый. Здесь вы должны описать территориальные и хронологические границы вашего исследования (и обосновать их). Например, в дипломе, посвященном имиджу кандидата вы будете исследовать его восприятие целевой аудиторией – и надо будет пояснить, что ваше исследование охватывает рамки с, допустим, января 2012 и по октябрь 2014 года (и почему так). Территориальные рамки – избирательный округ номер такой-то в границах 2014 года (и при необходимости указать, что это значит конкретно, на местности).
Еще может быть раздел, который называется понятийный аппарат. Раздел этот необязательный, и нужен в том случае, если используемые вами термины допускают несколько значений. Например, если вы пишете о социальных сетях, то имеет смысл проговорить, что в работе вы этим термином обозначаете только «Вконтакте» и «Одноклассники», а все остальное остается за рамками вашего исследования.

На этом введение заканчивается, и начинается основная часть.
Количество параграфов и глав, по идее, зависит исключительно от темы, цели и задач, но на практике, опять же, считается почему-то, что глав должно быть непременно три.
«Первая глава – теория, вторая – исследование, третья – практика». Такая схема допустима, но считать ее универсальной я бы не стал. Просто потому, что теория как таковая нужна не везде и не всегда. Гораздо важнее, на мой взгляд, четкость структуры основной части диплома. Один из самых простых способов добиться этого – в начале каждой главы писать небольшое предисловие – в котором напоминать читателям (и себе), какие задачи вы собираетесь сейчас решать и почему. И заканчивать каждый параграф и главу подведением итогов, своеобразными мини-выводами.

Заключение.  Самая скучная и самая простая часть диплома. По сути, здесь вы просто другими словами повторяете выводы каждого параграфа и каждой главы. Или, что то же самое, даете ответ на каждую из поставленных во введении задач. Не констатируете, что задача решена, а именно даете на нее ответ. Если, допустим, у вас была задача проанализировать рынок, выявить основных конкурентов и особенности их позиционирования – то вы так и должны писать. Наше исследование показало, что основными конкурентами компании «Х» являются: компания «А», компания «В» и холдинг «С». Позиционирование компании  «А» такое-то, позиционирование компании «В» - такое-то – и так далее. И завершается все это выводом, что задачи решены, а цель исследования достигнута.

Начинать работу, с моей точки зрения, необходимо с введения. Мнение о том, что главное – основная часть, а выводы и введение можно написать в последний момент – глубоко ошибочно, и часто приводит к стандартным проблемам. Введение можно не писать сразу целиком, можно не «вылизывать» формулировки, но прописать объект, предмет, цель, задачи и методы – необходимо. Обозначить рамки – тоже. Это важно в первую очередь потому, что позволяет гораздо четче и логичнее планировать дальнейшую работу. Немаловажно и то, что согласование с научным руководителем этого «каркаса» будущей работы уменьшает вероятность того, что потом придется все переделывать. Обзор литературы очень важен для «научных» дипломов – поскольку позволяет четко очертить проблему, и менее важен для дипломов «практических», где и так очевидно, что литературы по «формированию имиджа политического деятеля» - много, а по «формированию имиджа мэра Пупкина» - нет в принципе. А вот актуальность действительно можно писать в последний момент.

Теперь несколько слов о наиболее распространенных ошибках, которые можно встретить в дипломной работе.

1. Неправильно сформулированные объект-предмет. Чаще всего объект берут слишком обширный, например – вместо продвижения компании «Х» объектом становится сама компания «Х» - что неверно. Ведь о об истории компании, ее кадровых и бухгалтерских проблемах, аренде помещений и сотне других вещей в дипломе нет ни слова – он весь только и исключительно о продвижении этой компании.
2. Формулировка цели. Чаще всего цель формулируют как «изучить» или «исследовать». Но само по себе изучение не может быть целью, изучение – лишь задача. Еще раз – цель это результат, который вы предлагаете. Например – рекомендации по совершенствованию продвижения. А для этого нужно изучить – одно, другое, третье..
3. Нарушенная структура введения. Обычно эта ошибка проявляется в виде отсутствия методов, реже  - в виде отсутствия обзора литературы, еще реже – все остальные возможные ошибки.
4. Обзор литературы. Почему-то эта беда встречается очень часто. На одной страничке в кучу свалены совершенно разные работы разных авторов, анализа литературы, по сути, нет – есть только констатация факта, что та или иная книга «представляет большой интерес». Почему, для кого – об этом ни слова.
5. Методы. Тут типичны следующие ошибки. Во-первых, вместо нормального описания использованных методов начинаются общие слова вроде «общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции» и прочее бла-бла-бла… Во-вторых, часто путают сами термины «методы» и «методология». Так вот, в дипломе именно методы исследования, а методология – это уже уровень кандидатской диссертации, и значит это слово примерно вот что: базовые, фундаментальные принципы научной (и другой) работы, по сути – ценностные установки. Например – «индивидуализм и свободный рынок – это хорошо» и «индивидуализм и свободный рынок – фикция, а хороша – плановая экономика». Это две разных методологии, то есть ценностных системы, в рамках автор пишет свою работу. Надо сказать, что «изнутри» методология обычно незаметна и не ощущается, и как раз здесь неоценима помощь научного руководителя.
6. Слабость выводов и заключения. Тоже частый недуг, и проявляется он в отсутствии (или совершенно беспомощном уровне) выводов – которые должны быть после каждого параграфа, после каждой главы. Соответственно, это приводит обычно к тому, что и в заключении вместо лаконичного решения поставленных задач начинаются пространные рассуждения о значимости темы, то есть – опять разговор заходит об актуальности.
7. Ну и форменный бич современных дипломов – косяки с оформлением. Неправильно оформленные сноски (или вообще отсутствие сносок там, где они явно должны быть), неправильно оформленный список литературы – не по алфавиту, без указания страниц, издательств и года выхода и так далее. Отдельная песня – ссылки на Интернет. Бывает, что даже нумерация страниц отсутствует.
В общем, старайтесь всех этих ошибок избегать.

В первом приближении это все!

ЗЫ. Мой «гайд», разумеется,  не претендует на полноту и всеохватность, возможно – и даже скорее всего, что я много вариантов упустил по незнанию. Это просто мое понимание того, как может и как должна строиться работа над дипломом.

ЗЫЗЫ. Если у кого-то будут вопросы или дополнения – всегда к вашим услугам!




2 комментария:

  1. Как-то вы поздно пишите. Каждый год репост делайте и будет всем выпускникам счастье. Поздравляю, кстати, с защитами

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. А репост буду делать теперь... Давно надо было написать про дипломы, но руки все не доходили...

    ОтветитьУдалить