воскресенье, 28 марта 2010 г.

Пыль вековая...

У меня начался очередной приступ борьбы с диссертацией (хотя, наверное, правильнее сказать - за диссертацию). В свете этого, я как-то опять много стал читать разных книг по истории, и массу нашел нового-интересного. После окончания НГУ я за литературой исторической перестал следить, о чем теперь уже жалею.. Одних мемуаров столько классных появилось!
Но я сейчас не о литературе, а о науке.. Мне потребовалось дописать один небольшой фрагмент теста, чтобы его в диссертацию вставить, но дело в том, что вопрос этот (который содержание вышеозначенного фрагмента и составляет) я раньше не изучал, соответственно, готового ответа у меня не было, только некоторые наработки, которые остались еще с той поры, когда я ездил по стране, собирал по разным архивам материалы. Суть, вкратце, следующая - проследить, как влияло размещение значительных масс эвакуированного гражданского населения в Западной Сибири на социально-демографические процессы в регионе, как изменялись рождаемость, смертность, заболеваемость всякими разными болезнями и тому подобные параметры. Принято считать, что всплеск заболеваемости в Сибири в годы великой войны вызван был как раз эвакуацией, и даже доказательства есть, но косвенные. Прямых же доказательств, по сути, нет, как нет и понимания того, КАК ИМЕННО размещение эвакуированных влияло на демографию.. Например, приводило ли это к вспышкам инфекционных болезней уже среди местных жителей? Для того, чтобы на эти вопросы ответить, надо идти в архив, собирать данные. Вот я и хожу, уже вторую неделю (и как бы мне не пришлось опять ехать в Омск-Барнаул)..
Отсюда несколько впечатлений.
Впечатление первое: гораздо больше народу стало в архиве, буквально не протолкнуться. Может, я просто в период неудачный попал, но никогда раньше такого не было, чтобы все столы в читальном зале были заняты, а за некоторыми аж по два человека бы сидели. Наука просыпается? :))
Впечатление второе: я по первости думал (наивный), что я быстро прийду в архив, быстро получу нужные мне дела (статистику, в основном) быстро выпишу оттуда нужные мне цифирки, посчитаю их, посчитаю корреляцию, и дело в шляпе! Как бы не так! Во-первых, не получается быстро - так как исследователей много, то дела из хранилища поднимаю очень медленно, и понемногу. Во-вторых, дел этих мне оказалось нужно неожиданно много (хотя в каждом материалы нужны совершенно определенные, всего несколько цифр), а я как-то на это не рассчитывал, мне казалось, что нужные данные я найду уже в готовом виде! :)) В-третьих, я совсем забыл, что это такое - статистика военных лет. Нерегулярность, неаккуратность, а что-то вообще не сохранилось. В итоге времени на архивную работу пришлось мне потратить в несколько раз больше, чем я собирался, просеивать исторический "песок" в поисках "золотых" крупинок.. Искать данные не только там, где они должны быть (потому что их там нет!!!) но и там, где они могут быть.. Самое классное как раз - искать и находить! Догадавшись, где же еще надо посмотреть!
Впечатление третье: я люблю историю!!! Приятно, черт побери, тряхнуть стариной... Жаль только, что все это делать надо на бегу, между моими тремя работами. А здорово было бы всерьез, на спеша выбрать тему, отработать ее - медленно, методично, тщательно. КАЧЕСТВЕННО!!! Но даже так, быстро-быстро - все равно, здорово это - исследования! Ну и самое главное - я не забыл, как это делается, хотя квалификацию немного подрастерял... Но квалификация - дело наживное.. было бы желание!

Комментариев нет:

Отправить комментарий