суббота, 4 декабря 2010 г.

образовательное..

Как-то так получилось, что в последнее время вокруг меня регулярно обсуждаются проблемы образования, и студенты часто задаются вопросом - почему все так ужасно..

пример такого обсуждения

Оснований для оптимизма и правда, немного..

Подводя промежуточные итоги дискуссии, я хочу отметить следующее...
Разочарование в ВУЗе, кафедре и высшем образовании в целом вызвано целым рядом причин
1. Системные недостатки российского образования как системы. Хотя на фоне многих и многих стран Россия выглядит вполне даже благополучно.
2. Системные недостатки высшего образования: несовершенство учебных планов, несбалансированность программ (я имею ввиду избыток теории и недостаток практики), кадровые проблемы (учат зачастую те, кто сами никогда не пробовал на практике применить то, о чем рассказывают), "форсированность" поступления в ВУЗ и много другое..
3. Недостатки "локальные" - т.е. особенности конкретной кафедры и ВУЗа.. Где часто приоритет отдается не образовательной деятельности и повышению качества, а совершенно другим вопросам - зарабатыванию денег, интригами и борьбой за власть, самоутверждением и бог знает чем еще..
Есть такая пословица - "каждый кулик сове болото хвалит".. Характерно, что в обсуждении все получилось ровно наоборот - зачастую студентом кажется, что "хорошо там, где нас нет", что в других ВУЗах учиться интереснее и лучше.. Хотя практика это обычно не подтверждает.. :) Это, опять таки, указывает на системность проблем в образовании, на то, что дело не в конкретных людях, к сожалению, а в системе.

Есть и еще причины.. Обратите внимание - на старших курсах разочарование проявляется более сильно. Почему? Я думаю, не потому, что за несколько лет накапливаются обиды, дело в первую очередь в том, что "общеобразовательные" предметы, по существу, закончились, а изучение предметов, составляющих специальность, заставляет задуматься, правильно ли был сделан выбор при поступлении? И ответ, чаще всего отрицательный.. В любом случае, я ни разу не сталкивался с ситуацией, чтобы больше 20 процентов студентов собирались бы работать по получаемой/полученной специальности. Остальным это не нужно, не интересно, и это, с одной стороны, "убивает" в преподавателях желание "выкладываться", а с другой, "обедняет" среду, в который студенты находятся - потому что учиться можно и нужно, в том числе, и друг у друга, что называется, "на чужих ошибках" и успехах - а чему научишься у того, кому учиться не интересно, специальность - не интересна, кто домашние задания не делает и все такое прочее?
Кроме того, к пятому курсу образование и должно заканчиваться. И разочарование наступает потому, что всему, чему научить могли - уже научили или почти научили. Снижается "плотность" и интенсивность обучения - вот скучно и становится.
Дальше должна учить работа, практическая деятельность..

А вы как думаете?

Для тех, кто темой заинтересовался - пара ссылок
Это тезисы и статья С.Б. Переслегина о современном образовании (не только школьном)..

Комментариев нет:

Отправить комментарий